+7(495) 796-66-50
  • Москва - Санкт-Петербург 20 тонн, 82м.куб 19000 руб.
  • Санкт-Петербург - Москва 20 тонн, 82м.куб 31000 руб.
  • Москва - Санкт - Петербург 20 тонн контейнер,76м.куб 24 паллет ВСЕГО! 16000 руб
  • Москва - Астрахань 20 тонн, 82м.куб 50000 руб.
  • Самара - Москва 20 тонн, 82м.куб 24000 руб.
Смотреть все цены

Бензин стремится к евро за литр

01.02.2013

Почему в России растут цены на бензин? В этом повинна инфляция, высокие налоги, транспортные издержки. По европейским меркам цены в России все еще достаточно низкие, однако эксперты убеждены, что они будут расти и дальше. Главная причина — высокая доля налогов (прежде всего акцизов) в конечной стоимости бензина: 60–66%. А снижать их государство не собирается — скорее будет повышать.

На бензиновые цены влияет инфляция и ежегодный рост фискальной нагрузки за счет увеличения акцизов, отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, выступивший на минувшей неделе на «круглом столе» в РИА Новости. «Акцизы у нас увеличиваются начиная с 2010 года, и эти изменения запланированы еще на несколько лет вперед. До 2010 года цены росли примерно на уровень общей инфляции». Остановить рост цен не помогла даже предвыборная кампания 2011 года. «Несмотря на беспрецедентные усилия правительства по сдерживанию роста цен на бензин в 2011 году, они выросли на 13–14%. Эти 14% сложились из двух составляющих — 7% инфляция и 7% рост акцизов», — подчеркнул Аркуша.

Снизить цены или хотя бы остановить их рост можно только через снижение налогов, но рассчитывать на это не приходится. «В стоимости литра бензина в США 15–20% налогов, у нас же 60–66%», — говорит Аркуша.

Другой участник «круглого стола» замглавы ФАС Анатолий Голомолзин между тем утверждает, что цены на российском рынке нефтепродуктов формируются исключительно рыночными способами, и рост цен в 2012 году не превысил уровня инфляции, что подтверждено данными Росстата. «За период с 2007 по 2012 год бензиновые цены в мире выросли примерно вдвое, а цены в России выросли примерно в 1,5–1,6 раза», — подчеркнул замруководителя ФАС.

За монопольное повышение цен нефтяные компании наказывали рублем. «В 2008–2009 годах мы возбуждали более ста дел на региональных рынках. В 2012-м ситуация уже была значительно лучше — всего 44 дела, и факты нарушения подтвердились в 22 случаях, 10 случаев — это было злоупотребление доминирующим положением, 10 случаев — это антиконкурентные согласованные действия», — рассказал Голомолзин. Общая сумма штрафов составила 20 млрд руб. Однако опрошенные «МН» эксперты полагают, что проблему растущих цен на топливо не решить только мерами по защите конкуренции.

Виктор Колесник, директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса ВШЭ

«Надо сравнивать российские и европейские цены по паритету покупательной способности»

«Наши нефтяные компании рассчитывают внутреннюю цену нефти как экспортную плюс поставка по железной дороге минус таможенная пошлина. Таким образом, ее привязывают к мировым ценам. Второй фактор роста цен — географическое доминирование: у нас нефтяные компании поделили страну на свои сферы влияния, и если у нефтяной компании АЗС находится не в том же регионе, что и НПЗ, то эти транспортные расходы закладываются в цену нефти, продаваемой на АЗС.

Цена бензина в России номинально ниже европейских, но это смотря с какой точки зрения оценивать. Давайте оценивать по паритету покупательной способности. В Германии бензин стоит примерно 1,50–1,60 евро. Но там и стоимость фунта белого хлеба составляет 1 евро 50 центов. У нас ведь стоимость белого хлеба другая».

Валерий Семикашев, заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН

«В рамках текущей экономической политики вряд ли можно что-то изменить»

«Часто Россию сравнивают с теми странами, где цены на топливо очень низкие — 10, 20 центов за литр. Но это возможно только в тех странах, где маленькое население и большая добыча. В России соотношение добыча/население совсем другое, и такая ценовая политика невозможна. В рамках текущей экономической политики вряд ли возможно что-то изменить: Минфин достаточно жестко отстаивает необходимость налоговых поступлений через стоимость бензина.

Существует дисбаланс в стоимости между общественным транспортом и автотранспортом. Автовладельцы согласились бы платить больше за бензин, если бы знали, что это приращение реально уйдет на улучшение качества дорог и всего, что с этим связано».

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

«В ценниках на бензин очень велика картельная доля»

«У нас никуда не делась монополизация рынка: все предложения ФАС по борьбе с картелями — они достаточно половинчатые. Последнее их предложение — разделить опт и розницу — в принципе никакого эффекта не возымеет.

Никаких перемен на розничном рынке не будет. Если до сих пор ценовым ориентиром служил уровень 1 долл. за литр, то теперь цена будет подтягиваться к 1 евро за литр. Если возникнет социальное недовольство, то государство опять будет вручную принимать регулирующие меры, вводить различного рода «добровольные» моратории, сдерживать ценники в определенные периоды, например перед выборами. А потом цены опять отпускаются и происходит их скачок.

У нас рынок нефтепродуктов монополизирован и картели правят бал. При этом бензин все равно потребляют, покупают. Но когда-то эта ситуация изменится и со стороны населения последует активная реакция, тогда нефтяникам ничего другого не останется, как снижать цену. Объективно в ценниках очень велика картельная доля, у нас нет независимой переработки, не с кем конкурировать».